Нашумевший снос дома в Вешках – это только лишь увертюра к десяткам другим жилищно-правовым драмам на просторах Подмосковья.
Напомню, что в Вешках был зарегистрирован индивидуальный дом, трехэтажный (как и положено, по дачной амнистии), потом были надстроены 2 этажа, и весь дом был распродан по долям нескольким десяткам семей. Инспекция, которая спала все время, пока строились эти два лишних этажа, как только люди заселились, вдруг проснулась и организовала снос всей постройки. Застройщик в бегах, бульдозеры орудуют точно согласно законодательству, а крайними, как это часто и бывает, оказались простые граждане, чья вина состояла лишь в том, что они доверились этому жуку-застройщику.
В этом громком случае люди пострадали от жадности конкретного застройщика. Однако, наряду с этим домом сейчас московской области существуют сотни домов, которые оформлены как индивидуальное жилище, но, по сути, являются многоквартирными домами. Регистрируется этот дом по так называемой «дачной амнистии», которая позволяет в упрощенном порядке оформить документы на дома не выше 3-х этажей. Очень полезный и правильный закон. Он помогает всем дачникам без волокиты и безумных затрат на разрешения (точнее – на взятки) зарегистрировать свои 50-200 кв.м. на 6-10 сотках и иметь возможность затем подарить или завещать их своим родственникам.
Но поскольку в законе нет ограничения по квадратуре, а есть только по высотности, то этим воспользовались предприниматели и начали строить дома по 2-3 тысячи метров, городить в них 20-40 квартир по 30-50 кв.м. При этом идет колоссальная экономия на расходах по согласованию разрешения на строительство, подключению к коммуникациям. Другими словами, строитель избавляется от самой взятко-насыщенной части своей деятельности, что существенно - на десятки процентов - сокращает себестоимость строительства.
Поэтому такие застройщики могут позволить продавать квадратные метры в этих домах на 30, 50, а то и на 70 % дешевле, чем в построенном со всей разрешительной документацией многоэтажном доме. Естественно, люди, покупая квартиру значительно дешевле, закрывают глаза на то, что в результате они имеют в собственности не отдельную квартиру, а 1/55 или 1/74 долю в большом индивидуальном доме.
Таких домов достаточно много и застройщики далеко не всегда жуки. Они часто очень благородно оформляют быт покупателей таких долей. Делают ремонт в этих «квартирах», создают красивые рекреационные зоны вокруг дома. Вообще, довольно часто, покупая такую долю дома можно получить гораздо больше комфорта, чем в многоэтажке, причем за меньшие деньги.
Все было бы шито-крыто и с тем домом в Вешках, если бы не жадность. Я бы даже сказал – жук-жадность! Ему (жуку) было недостаточно продать первые три этажа, вполне себе законные. Надо было получить деньги еще и за 2, которые зарегистрировать просто невозможно.
Из этой истории можно сделать много самых различных выводов, но позволю себе здесь зафиксировать только два и высказать одно опасение.
- Если в стоимость строительства не закладываются расходы на разрешительную документацию, то цена квадратного метра резко идет вниз. Делайте вывод: какая часть от цены приобретаемой недвижимости – административная рента.
- Правовая грамотность населения пока еще на очень низком уровне. После ужасов 90-х (когда людей лишали жизни за квартиру), после беспредела нулевых (когда дольщиков обманывали десятками тысяч), теперь уже, в десятые годы, люди верят обещаниям и доверяют миллионы рублей (при чем, почти всегда – это последние деньги) жукам-застройщикам.
Опасение: Хороший закон, упрощающий регистрацию домов десяткам или даже сотням тысяч честных граждан, оказался орудием в руках жуков-застройщиков против наивных и доверчивых покупателей. И опасение заключается в том, что после 3-5 таких громких случаев, некоторые не в меру экзальтированные законодатели решат отменить действие этого закона и вернуть людей в длинные очереди, где они годами будут вымучивать разрешения на строительство. Что самым естественным образом возродит рынок взятко-услуг.
А закон этот реально помог людям и еще поможет в будущем. И отменять его категорически нельзя.
|