Наиболее характерная черта сегодняшнего развития рынка недвижимости - усиление роли ипотеки. Она завоевывает все большее значение в обороте объектов недвижимости. Это закономерный процесс.
Во всяком случае, опыт рынков недвижимости развитых стран демонстрирует нам это абсолютно наглядно. Там приобретение недвижимости практически всегда сопровождается получением кредита.
До кризиса эти кредиты считались самыми надежными, банки с большой охотой выделяли их, часто не обращая внимания на реальные доходы заемщика. Справедливости ради надо заметить, что последнее обстоятельство в какой-то степени и привело к кризису на финансовом рынке, но это тема для другой статьи, и здесь мы на этом задерживаться не будем. К тому же по этому поводу уже написана масса самого различного материала.
На наш взгляд, большинство банков вынесло из кризиса полезные уроки, и перестали выдавать кредиты ненадежным заемщикам. Сейчас стоимость кредита практически достигла докризисного уровня и, учитывая снизившуюся стоимость квадратного метра, ипотека стала более доступной.
Развитие ипотеки могло бы идти гораздо более быстрыми темпами, если кредитные продукты предлагались там, где они могут потребоваться.
Наиболее удачный пример уместности предложения кредита - это автосалоны. Человек приходит, чтобы прицениться - какой автомобиль он может купить, осматривает его и понимает, что средств недостаточно. Тогда появляется специалист по кредитам, который предоставляет квалифицированную информацию о том, какую сумму кредита он может получить, на сколько лет и сколько ему это будет стоить. Результат - подавляющая часть покупок в автосалонах происходит при помощи автокредита.
С недвижимостью не так просто. Сложно представить себе картину, когда на просмотр квартиры с вами едет не только агент, но еще и ипотечный брокер. Поэтому приходится искать другие пути к сердцу клиента.
Первый: в нынешних условиях риэлтор сам должен быть специалистом по ипотечным кредитам. Знание ипотечных продуктов – это довольно обширный массив информации с большим количеством вариаций и комбинаций, применяемых в том или ином конкретном случае. Однако в этом случае нет необходимости ориентироваться во всем многообразии кредитных продуктов. Достаточно знать основные моменты, чтобы приблизительно оценить возможность получения кредита, его размер и условия его предоставления. Затем, если клиент заинтересуется, риэлтор организовывает взаимодействие заказчика с кредитным менеджером соответствующего банка.
Второй путь: свести двух специалистов - кредитного менеджера и риэлтора - в одном помещении. Это или офис риэлторской компании, или подразделение банка, где выдаются ипотечные кредиты. Такой подход направлен на более комфортное получение потенциальным заемщиком всей интересующей его информации. Клиент заглянул в банк проконсультироваться, какой кредит он может получить и здесь же может получить у специалиста полную информацию про то, какую квартиру, за какие деньги и с какими характеристиками он может с помощью этого кредита приобрести.
На наш взгляд, этот шаг помогает повысить качество и эффективность услуг, связанных с приобретением квартиры. Поэтому Центр услуг «ЭКО-недвижимость» ведет активное сотрудничество с банками в целях развития сервиса на рынке недвижимости.
|