В октябре и ноябре страна с изумлением и настороженностью наблюдает за резкими скачками курсов доллара и евро по отношению к рублю. И поскольку подавляющая часть доходов и расходов граждан номинируются в рублях, то моментального влияния на повседневную жизнь эти валютные кульбиты пока не оказывают. Во всяком случае, резких изменений в текущий момент большинство людей не почувствовало. Однако, уже сейчас понятно, что бесследно это пройти не может и в том или ином виде курсовое ралли скажется и на рублевых ценах. Вопрос, волнующий сейчас аналитиков: как изменения обменного курса коснутся рублевых цен.
Рынок недвижимости практически никак не отреагировал на последние валютные скачки. В настоящий момент цены находятся на тех же уровнях, что и в сентябре 2014 года. В целом это не удивительно. Недвижимость в России уже давно, по крайней мере последние 10 лет, продается за рубли. Стоимость объектов выставляется в рублях, расчеты в подавляющем большинстве происходят тоже в рублях.
Что же касается уровня цен, то он складывается, как и положено в рыночных условиях, исходя из соотношения спроса и предложения. За более чем 20-ти летнюю историю своего развития, рынок недвижимости расширился и стабилизировался в достаточной степени, чтобы не реагировать лихорадочно на какие-либо резкие изменения внешней среды.
Одновременно, говорить о том, что изменения курсовой стоимости национальной валюты никак не может повлиять на цены, было бы опрометчиво. Конечно, недвижимость – это тот товар, в котором достаточно велика доля стоимости местных расходов, осуществляемых в рублях. Это и рабочая сила, и цемент и многие другие стройматериалы. Так же нельзя забывать про оборудование, которое в значительной части сейчас импортное. Поэтому повышение стоимости этого оборудования и его обслуживания в какой-то степени должны повлиять на увеличение себестоимости строительства. Но сможет ли застройщик переложить это удорожание в цену товара – в цену квартир и домов – это может продемонстрировать дальнейший ход развития рынка. Поднять-то он конечно цены может, но вот купят ли у него этот товар по более высокой цене – это большой вопрос. А поскольку спрос на недвижимость сейчас не ажиотажный, то вопрос этот становится еще больше, поскольку для повышения цены одного желания продавца недостаточно. Согласно обывательскому мнению рынок недвижимости монополизирован, а цены на нем устанавливаются в результате картельных соглашений. Однако наши многолетние наблюдения говорят, что этот рынок по многим позициям является весьма конкурентной отраслью экономики. Количество его участников на столько велико, объемы предлагаемых к продаже объектов столь масштабны, что регулировать процессы ценообразования в этой сфере крайне затруднительно. Точнее – невозможно. Не смотря на большую коррумпированность и значительную роль «административной ренты» в себестоимости объектов, продать товар по цене, которую не принимает рынок невозможно.
Есть и другие факторы, которые влияют на себестоимость строительства. К примеру, почти все застройщики работают на заемных деньгах. Перекредитованность крупных застройщиков сейчас весьма велика. А в связи с ужесточением кредитно-денежной политики, связанной, в том числе, и со спекуляциями на валютном рынке, стоимость кредитов неминуемо возрастет. Это увеличит расходы застройщика. И, если спрос на недвижимость не увеличится, то каким-то застройщикам придется уйти с рынка. Скажется ли это на уровне цен – ответить тоже весьма сложно. За последние 6 лет мы видели, как несколько крупных застройщиков по причине своей финансовой несостоятельности были вынуждены поменять владельцев. Ни какого видимого влияния на рынок это не оказало.
Кратко резюмируя, можно отметить следующее. На рынке недвижимости существует большое количество различных факторов, которые действуют на ценообразование. Изменение курса доллара лишь один из этих факторов. Поэтому не стоит ждать резкого и прямолинейного влияния изменений курсов валют на стоимость недвижимости.
|